Саногенное мышление – оздоравливающее мышление (СГМ) – фактор психического, соматического и социального благополучия человека. СГМ – инструмент снижения интенсивности, продолжительности и частоты возникновения эмоционального стресса. Основной функцией саногенного мышления является управление человеком собственными эмоциями и поведением. СГМ ориентировано на оздоровление личности и развитие индивидуальности человека. В результате овладения саногенным мышлением человек становится способным к выбору здоровых поведенческих альтернатив. Продуктом овладения саногенным мышлением становится оздоровление жизненной философии человека, формирование саногенной философии обыденной жизни. Саногенное мышление по определению коррелирует со всеми признаками эмоционального здоровья и выступает его критерием. Теория саногенного мышления, разработанная доктором психологических наук, профессором Ю.М.Орловым, получила свое развитие не только в психологической науке, но в педагогике, лингвистике, медицине.
Психологические характеристики саногенного и патогенного мышления
Патогенное мышление | Саногенное мышление |
1. Многократное, постоянное, хаотичное, хроническое воспроизведение ситуации стресса, выпуклое представление ее деталей при их усилении с помощью спонтанного неконтролируемого воображения. Агрессивная направленность мыслей. Умножение страданий человека. | 1. Освобождает образы от отрицательного эмоционального заряда. Угашает отрицательный заряд воспоминаний о ситуациях страданий. |
2. Накопление отрицательного опыта (по законам научения): обиженный становится обидчивым, ревнивый – патологическим ревнивцем, трусливый – патологическим трусом. Расслабленность ума. Непроизвольность эмоциональных реакций. Приводит к состоянию хронического стресса. | 2. Снижает частоту возникновения, длительность и интенсивность переживания эмоционального стресса (и отрицательных эмоций вообще). Ослабление переживаний. Снижение чувствительности к травмирующим (в прошлом) ситуациям. Возрастание толерантности к фрустрации. Повышение эффективности деятельности. |
3. Полное отсутствие рефлексии. Неумение дифференцировать переживаемые эмоции. Полная включенность в ситуацию даже по ее завершении. | 3. Способность к дифференцированию и осознанию переживаемых эмоциональных состояний. Саногенная рефлексия. Понимание эффекта угашения страданий. |
4. Тенденция лелеять в себе и сохранять страдания: обиду, страх, стыд, вину, ревность и др. | 4. Понимание природы эмоциональных переживаний. Эффект угашения в отношении эмоционального стресса. Повышение внутренней (духовной) силы. |
5. Неосознанность умственных операций, порождающих эмоции. Отсутствие понимания происхождения собственных эмоций. Автоматизм, механическая последовательность силлогизма в выводах (ошибочность выводов). Поверхностность, «водомерочность», антинаучность, категоричность, догматизм, стереотипность, штампы, атрибутивные искажения. Отсутствие способности к прогнозированию последствий своего поведения. | 5. Понимание природы взаимосвязи умственных операций, мыслей и собственных эмоций. Способность анализировать природу и структуру собственных переживаний. Является инструментом управления эмоциями. Научность, гибкость, здоровые интерпретации, некатегоричность, креативность, адекватность атрибутивных схем. Способность к прогнозированию последствий своего поведения. |
6. Дает временное облегчение (рождая гнев как защиту от обиды, например), создавая при этом хронический стресс. Возрастание интенсивности, продолжительности и частоты возникновения стресса. | 6. Дает постоянную устойчивую защиту от эмоционального стресса, исключает хронический стресс. Снижение интенсивности, продолжительности и частоты возникновения стресса. |
7. Ориентированность на избегающее поведение. | 7. Ориентированность на достигающее поведени |
Полный текст статьи: "Саногенное мышление как цель и метод психотерапии".