Главная/Статьи/Саногенное мышление как цель и метод психотерапии

Саногенное мышление как цель и метод психотерапии

366

Н.А.Бакшаева

кандидат психологических наук, доцент; кафедра психологического консультирования факультета психологии Московского государственного областного университета, г. Москва, Россия

 

    Саногенное мышление как цель и метод психотерапии Ссылка для цитирования: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения". В 3-х томах. Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Издательство: Московский государственный областной университет (Москва). 2020. – с. 184-194.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43110511&pf=1

Аннотация. В статье рассмотрены психологические характеристики саногенного и патогенного мышления, представлен анализ целевой направленности психотерапии, обозначен подход к содержательному обобщению принципов современной психотерапии, раскрыта сущность синергетичности как принципа психотерапевтической системы саногенного мышления, обоснована возможность сочетания различных подходов в практике реализации психотерапевтических стратегий, обосновано понимание саногенного мышления как цели и метода психотерапии.

Ключевые слова: саногенное мышление, патогенное мышление, психотерапия, принцип синергетичности, эмоциональный стресс, эмоциональное здоровье.

Sanogenic thinking as a goal and method of psychotherapy

 

Annotation. The article discusses the psychological characteristics of sanogenic and pathogenic thinking, presents an analysis of the targeted orientation of psychotherapy, identifies an approach to a meaningful generalization of the principles of modern psychotherapy, reveals the essence of synergy as a principle of a psychotherapeutic system of sanogenic thinking, substantiates the possibility of combining various approaches in the implementation of psychotherapeutic strategies, substantiates an understanding of sanogenic thinking as goals and methods of psychotherapy.

Keywords: sanogenic thinking, pathogenic thinking, psychotherapy, synergy principle, emotional stress, emotional health.

    Проблематика обоснования целей и методов психологического консультирования так или иначе представлена, пожалуй, в трудах всех без исключения авторов основных психотерапевтических подходов и их многочисленных вариаций: от психоанализа и поведенческой психотерапии до частных методик, возводимых порой в практике современной психотерапии в ранг концептуальных подходов или даже самостоятельных теорий («терапий»). Не задаваясь целью в рамках данной статьи раскрыть сущность понимания целевой направленности, методологической специфики и методического обеспечения всего многообразия психотерапевтических школ и направлений, сосредоточим наше внимание на содержательном обобщении некоторых из них. Цель такого рассмотрения вполне объяснима в контексте заявленной выше темы.

   Итак, мы беремся рассмотреть саногенное мышление как цель и метод психологического консультирования, психотерапии. Оговоримся сразу, данные понятия мы будем рассматривать в известной степени в качестве взаимозаменяемых, имея в виду их исцеляющий характер как релевантный индикатор смыслового наполнения этих категорий. Под психотерапией мы подразумеваем в рамках данной статьи, прежде всего, психотерапию неклиническую – одно из направлений профессиональной деятельности психолога. В таком понимании мы можем опираться на определение психотерапии как «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» [1, с. 447], как метод воздействия, приводящий «в движение процесс научения» [2, с. 446].

   Ю.М.Орлов, характеризуя функции мышления, называет в их числе внешнюю и внутреннюю [4]. Внешняя (или ориентировочная) функция мышления заключается в информационном обслуживании поведения в профессии, в быту, в социуме. Внутренняя функция мышления связана с реализацией двух его целей: защитной и гедонистической. Фактически, речь здесь идет о защитной и гедонистической функциях мышления. Защитная функция связана с избавлением от страдания, с предупреждением его возникновения. Гедонистическая же функция мышления выражается в порождении и/или повышении удовольствия и радости от жизни. В указанном контексте совершенно очевидно, что не всякое мышление способно эффективно выполнять эти функции. Результаты сравнительного анализа характеристик саногенного и патогенного мышления, представленные в таблице 1, позволяют утверждать, что именно саногенное мышление выполняет указанные функции в полной мере.

   Позиция Ю.М.Орлова вполне согласуется с выводами А.Эллиса, фиксирующими основные цели психотерапии [5, с. 171-172]. Первая ее цель заключена в оказании помощи клиентам, и, по мнению А.Эллиса, всему человечеству (!), в сведении к минимуму иррационального мышления, дисфункционального поведения и неадекватных чувств. Иначе говоря, первая цель психотерапии связана с преодолением эмоциональных проблем: например, тревожности и депрессии, посредством устранения разрушительного поведения клиента и мешающих ему неадекватных мыслей и эмоций. Фактически, эта цель психотерапии – не что иное, как избавление клиента от страданий. Вторая же ее цель, по А.Эллису, выражается в помощи клиенту в его самоактуализации, в реализации его творческого потенциала, в повышении яркости, насыщенности и полноценности его жизни.

   «Цель гештальттерапии – пробудить людей от кошмара», – подчеркивал Ф.Перлз [6, с. 112]. «Эта фраза, – пишет Дж.Энрайт, – расставила для меня все на свои места: этот старый, прокуренный нечестивец говорил о ПРОСВЕТЛЕНИИ!» [6, с. 112]. Дж.Энрайт раскрывает сущность целевой направленности гештальттерапии на материале сопоставления трех моделей изменения человеческой жизни к лучшему: «патологической», модели роста и модели Просветления. В рамках «патологической» модели, характерной для психоанализа, клиент рассматривается в качестве «больного», пребывающего в состоянии, не соответствующем норме. Психотерапия в этом случае имеет цель – привести его в норму, в состояние «о'кей». В модели роста, сформулированной Ф.Перлзом в процессе и результате выхода за пределы психоаналитической традиции, клиент рассматривается как человек в норме, но по какимто причинам не реализующим свой потенциал, как человек с нереализованными возможностями. В этом случае терапия представляет собой продвижение клиента от нормы (от состояния «о'кей») к чему-то лучшему – выше нормы, такова ее цель. В модели роста представлены некоторые черты и «патологической» модели, по мнению Дж.Энрайта. Он имеет в виду, что быть в норме не так хорошо, как подняться над нею. Помощь, исходя из модели роста, не так необходима клиенту, как с позиций модели «патологической», хотя она и полезна для осуществления этого самого роста.

   И, наконец, согласно модели Просветления, клиент рассматривается как уже совершенный, которому не нужно приближаться ни к норме, ни к идеалу, потому что их попросту не существует. Клиент в любом своем состоянии рассматривается как совершенный, он всегда «о'кей»: «Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза» [6, с. 113]. Цель психотерапии в этой модели вообще не предполагает разрешения проблем, поскольку сами по себе проблемы – суть продукт иллюзорного восприятия клиента. Продукт отпущенного на волю, расслабленного, неконтролируемого воображения, – сказал бы Ю.М.Орлов. Поэтому, с позиций модели Просветления, терапевту следует сосредоточиться на создании условий для сдвига восприятия клиента, смещения фокуса его видения. Выходя из забытья, переживая множество малых пробуждений («мини-сатори»), приходя в себя, клиент обретает способность свежо и ясно воспринимать мир, так считал Ф.Перз.

   Таким образом, цель гештальттерапии состоит в пробуждении человека от иллюзий, созданных им самим. Это «работа Просветления», – по выражению Дж.Энрайта, которая может быть приспособлена и к разрешению проблем, и к изменениям, что, собственно, и происходит в терапии. Таким образом, и в гештальттерапии речь идет о двух целях психотерапии, вполне согласующихся с теми, что представлены в позициях, сформулированных и А.Эллисом, и Ю.М.Орловым: 1) разрешение проблем клиента, избавление его от страданий и 2) улучшение качества его жизни, повышение ее насыщенности путем самоактуализации, реализации творческого потенциала. Содержательное обобщение понимания целей психотерапии на примере трех обозначенных подходов позволяет предположить, что сходство целевой направленности возможно зафиксировать и с привлечением гораздо большего объема феноменологической конкретики, предложенной и в иных психотерапевтических школах и направлениях. Ю.М.Орлов любил подчеркивать, что разработанная им психотерапевтическая система саногенного мышления согласуется со всеми психотерапевтическими подходами и оздоровительными системами. И в этом имплицитно заключен, на наш взгляд, один из основных принципов психотерапевтической системы саногенного мышления и современной психотерапии вообще – ее синергетичность.

   Это означает, что сочетание в реальном процессе, в конкретике той или иной стратегии психотерапии двух или более подходов позволяет многократно усилить эффективность, действенность реализуемых подходов в их органическом единстве. Речь, однако, идет не о механическом соединении на уровне простого суммирования методов, техник и приемов, представленных в различных терапевтических подходах (что характерно для эклектичной мультимодальности), но о теоретически обоснованном их сочетании, и поэтому представляющем собою взаимодействующую систему, логически и технологически выстроенную. Принципом такой психотерапии и, в определенном смысле, ее продуктом и целью, как раз и является синергетичность.         Подчеркнем, однако, что синергетичность свойственна отнюдь не любому подходу. В том смысле, что не всякий психотерапевтический подход изначально открыт для развития путем сочетания и системного взаимодействия с другими школами, традициями и направлениями. Потенциальную возможность реализации этого принципа мы можем усмотреть лишь в процессе и результате содержательного обобщения различных психотерапевтических школ и направлений, методологической рефлексии конкретных стратегий их реализации – в ходе исследовательской деятельности. В указанном контексте можно утверждать в числе принципов современной психотерапии ее синергетичность и эклектизм, мультимодальность и синтез на основе содержательного обобщения подходов, школ и направлений. И это может стать продуктивной основой для преодоления кажущихся подчас непреодолимыми антагонизмов между некоторыми психотерапевтическими подходами, их сближения и обогащения, тем самым, единой системы знаний о сущности психотерапии вообще. Речь не о стирании границ вообще, но о поиске и нахождении обоснования возможности сочетания различных подходов в реальной практике их реализации. Тем самым возможно преодоление ограничений, свойственных тем или иным подходам современной психотерапии.

   Адекватным инструментом в указанном контексте и выступает, на наш взгляд, саногенное мышление. Психотерапевтическая система саногенного мышления богата методическим инструментарием, позволяющим эффективно справляться с любыми проблемами психологического порядка. И в этом смысле она практически не имеет ограничений. Она позволяет работать с самым разным контингентом клиентов. Методы, приемы и техники психотерапевтической системы саногенного мышления ориентированы на уменьшение интенсивности, продолжительности и частоты возникновения эмоционального стресса, и, тем самым, на профилактику его возникновения, на ослабление его переживания. Содержательная специфика этих методов обусловливает психическое, соматическое и социальное благополучие человека [3]. Происходит научение клиента особому стилю мышления, приводящему к оздоровлению его поведения и жизненной философии в целом. Содержательное наполнение целевой направленности психотерапии вполне может быть раскрыто посредством анализа и содержательного обобщения психологических характеристик саногенного мышления.

 

 Таблица 1. Психологические характеристики саногенного и патогенного мышления

Патогенное мышление

Саногенное мышление

1. Многократное, постоянное, хаотичное, хроническое воспроизведение ситуации стресса, выпуклое представление ее деталей при их усилении  с помощью спонтанного неконтролируемого воображения. Агрессивная направленность мыслей. Умножение страданий человека.

1. Освобождает образы от отрицательного эмоционального заряда. Угашает отрицательный заряд воспоминаний о ситуациях страданий.

2. Накопление отрицательного опыта (по законам научения): обиженный становится обидчивым, ревнивый – патологическим ревнивцем, трусливый – патологическим трусом. Расслабленность ума. Непроизвольность эмоциональных реакций. Приводит к состоянию хронического стресса.

2. Снижает частоту возникновения, длительность и интенсивность переживания эмоционального стресса (и отрицательных эмоций вообще). Ослабление переживаний. Снижение чувствительности к травмирующим (в прошлом) ситуациям. Возрастание толерантности к фрустрации. Повышение эффективности деятельности.

3. Полное отсутствие рефлексии. Неумение дифференцировать переживаемые эмоции. Полная включенность в ситуацию даже по ее завершении.

3. Способность к дифференцированию и осознанию переживаемых эмоциональных состояний. Саногенная рефлексия. Понимание эффекта угашения страданий.

4. Тенденция лелеять в себе и сохранять страдания: обиду, страх, стыд, вину, ревность и др.

4. Понимание природы эмоциональных переживаний. Эффект угашения в отношении эмоционального стресса. Повышение внутренней (духовной) силы.

5. Неосознанность умственных операций, порождающих эмоции. Отсутствие понимания происхождения собственных эмоций. Автоматизм, механическая последовательность силлогизма в выводах (ошибочность выводов). Поверхностность, «водомерочность», антинаучность, категоричность, догматизм, стереотипность, штампы, атрибутивные искажения. Отсутствие способности к прогнозированию последствий своего поведения.

5. Понимание природы взаимосвязи умственных операций, мыслей и собственных эмоций.  Способность анализировать природу и структуру собственных переживаний. Является инструментом управления эмоциями. Научность, гибкость, здоровые интерпретации, некатегоричность, креативность, адекватность  атрибутивных схем. Способность к прогнозированию последствий своего поведения.

6. Дает временное облегчение (рождая гнев как защиту от обиды, например), создавая при этом хронический стресс. Возрастание интенсивности, продолжительности и частоты возникновения стресса.

6. Дает постоянную устойчивую защиту от эмоционального стресса, исключает хронический стресс. Снижение интенсивности, продолжительности и частоты возникновения стресса.

7. Ориентированность на избегающее поведение.

7. Ориентированность на достигающее поведение.

   Ю.М.Орлов, определяя мышление как «деятельность по выработке информации на основе полученных сообщений и ориентировки» [4, с. 19], подчеркивает не отражающий, но преобразующий характер процесса мышления, поскольку продукты мышления не содержатся в воспринимаемой индивидом реальности. В самом деле, одна и та же реальность, будучи осмысленной не то что двумя разными индивидами, но порой одним и тем же – в различные временные промежутки, бывает представлена в индивидуальном сознании настолько по-разному, что ее описание будет воспринято как реальности альтернативные. Психическая реальность как продукт когнитивной активности зачастую весьма далека от объективной реальности. Всякий раз при встрече с тем или иным объектом, человек создает свою реальность. И в силу саногенности/патогенности привычек мышления эта субъективная реальность, создаваемая клиентом, имеет тенденцию к динамике либо в сторону патологии, либо в сторону здоровья. Мышление оздоравливает, приводит к исцелению, либо ведет к болезни. Саногенное мышление по определению коррелирует со всеми признаками эмоционального здоровья и выступает его критерием, вполне проверяемым (!), с помощью психодиагностического инструментария. Реальность психическая, создаваемая самим человеком в процессе его мыслительной активности, либо расслабленного, неконтролируемого воображения может быть такова, что индивиду становится невозможно не действовать, бездействие для него становится невмоготу. Рассмотрим этот феномен на примере откладывания человеком начала выполнения какого-то дела. Предпочтение пассивности, реактивности, стремление к покою и комфорту, избегание активности, действования носит временный характер и характеризуется психологически обусловленным моментом его завершения. Индивид предпочитает бездействовать в течение какого-либо определенного им самим периода. Такая определенность самим индивидом зачастую не осознается в различных ее аспектах: и в отношении авторства этой определенности, и в отношении продолжительности намеченного периода пассивности. Дискомфорт от пассивного блуждания образов может быть значительно большим, нежели от принуждения себя к активности – поведенческой, деятельностной. Вступает в действие преобладающая, привычная парадигма управления собственным поведением – принуждения или ненасилия. Для патогенного мышления, патогенного поведения предпочитаемой или предпочтительной становится насильственная, принудительная парадигма управления. Саногенное мышление, саногенное поведение ума коррелирует с парадигмой ненасилия. Патогенное мышление в силу отсутствия рефлексии (таблица 1) характеризуется стереотипностью и поверхностностью. В данном контексте вполне уместна метафора, предполагающая некоторое уподобление упомянутой особенности мышления скольжению водомерки по гладкости водоема. Эта метафора, на наш взгляд, весьма точно выражает специфику патогенного мышления. Патогенное поведение ума представляет собой этакое скольжение по поверхности смыслового содержания какой бы то ни было реальности, соприкосновение с которой потенциально сулит эмоциональный стресс. И в этом смысле когнитивная активность воспринимается человеком как потенциальная угроза. И поэтому патогенное мышление немедленно запускает в действие стереотипы, не давая возможности «нырнуть» и «вычерпать» здоровое понимание реальности. Имеет место сопротивление познанию, защита от понимания, от усвоения нового опыта. Срабатывают привычные патогенные установки: «Я не хочу напрягаться!», «Не надо мне ничего объяснять!» и т.п. В действительности же так появляются иллюзии защиты, поскольку подкрепляемая таким образом стереотипность мышления содержит в себе угасание ориентировочной реакции в потенциальных ситуациях встречи с неизвестным. Научение самостоятельному преодолению интеллектуальных затруднений не происходит, в опыте патогенно мыслящего индивида закрепляется избегающее поведение. «Водомерочное» мышление можно определить как неспособное преодолеть силу поверхностного натяжения смыслового содержания текста, устной или письменной речи партнера по общению, как препятствующее адекватному пониманию ситуации, здоровой интерпретации наблюдаемого поведения. Оно дает стереотипные интерпретации, обусловливающие дисфункциональное, разрушительное поведение – социальное и умственное. Ситуативная «водомерочность» мышления – здоровая норма, устойчивость такого положения – нездоровье, характеристика патогенного мышления. Патогенные привычки мышления (стереотипные и нереалистичные ожидания, например) при встрече с любым стресс-фактором, не дают возможности задаться вопросом о психологической сущности происходящего. Человек просто не может отстраниться, отстроиться от происходящего, встать в рефлексивную позицию и задать себе вопросы: «Что происходит на самом деле вот сейчас?», «Как я это делаю – создаю свою реакцию на наблюдаемое мною здесь и сейчас?» и др. Вместо этого расслабленное неконтролируемое воображение достраивает недостающую информацию для того, чтобы по привычке обидеться, оскорбиться, разгневаться в ответ на стереотипные и типичные в аналогичных ситуациях категоричные убеждения: «Как они смеют так со мной обращаться?» (риторический вопрос, ответ не требуется), «Он(а) не должен так делать, говорить, поступать!» и т.п. Патогенное мышление, в отличие от саногенного, не позволяет его обладателю прогнозировать последствия собственного поведения. Мышление, будучи рассмотрено как поведение, согласно разработанному Ю.М.Орловым подходу, привычно анализирует, классифицирует, синтезирует, сравнивает, обобщает воспринимаемую человеком реальность. Мыслительные операции осуществляются привычным для индивида образом. Привычки мышления в этом смысле могут быть саногенными и патогенными. В качестве привычки мышления можно рассмотреть, к примеру, ожидания одного человека в отношении поведения другого. Любые привычки, в том числе и мыслительные, зачастую не осознаются человеком. Поэтому в процессе психологического консультирования происходит научение человека (клиента) осознанию таких привычек, их дифференцированию и изменению. Развитие мышления в онтогенезе представлено известными возрастными стадиями, и поэтому процесс оказания психологической помощи может и должен учитывать представленную в них динамику. В ходе овладения саногенным мышлением человек (клиент) и проявляет себя и изменяется. Саногенное мышление, согласно Ю.М.Орлову, представляет собой научно обоснованную философию обыденной жизни, обучение которой предполагает усвоение знаний о психологии мышления [4]. Учитывая возможную двоякую трактовку понятия психотерапия (от греч. psyche – душа и therapeia – лечение) – «терапия души» и «терапия душой», мы получаем дополнительный аргумент в пользу утверждения, что саногенное мышление выступает и целью клиента и инструментом психолога, который создает соответствующие условия для научения клиента новому опыту. Развитие способности клиента мыслить саногенно – цель психотерапии; сама же способность мыслить саногенно относится к методическому инструментарию работы психолога. Саногенное мышление – опыт, которым овладевает клиент психологического консультирования и элемент интервенционного ресурса деятельности психолога. Таким образом, саногенное мышление с одной стороны является целью, а с другой – методом оказания психологической помощи клиенту и людям вообще.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко, – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

4. Орлов Ю.М. Саногенное и патогенное мышление. Серия: Управление поведением. М.: «Импринтинг – Гольфстрим», 1997. – 36 с.

5. А.Эллис Эволюция рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной терапии//Эволюция психотерапии. Том 2 «Осень патриархов»: Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия/Перевод с англ. – М. Независимая фирма «Класс», 1998. – с. 171-199.

6. Энрайт Дж. Гештальт ведущий к просветлению// Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ./М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.109-308.

440534_6376
ИНСТИТУТ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психотерапия
WhatsApp
Telegram
Оставьте заявку
Наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 5 минут!
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена